Глоссарий терминов киберспортивных матчей

ОСНОВНЫЕ ОБЩИЕ КИБЕРСПОРТИВНЫЕ ТЕРМИНЫ

Дисциплина/игра (Discipline/Game) – компьютерная, консольная или мобильная игра, на матчи и турниры которой ведётся приём ставок.

Карта (Map) – одно конкретное место/локация, где игроки противостоят друг другу. 

Командная игра (Teamplay) – это работа всей команды, основанная на слаженных действиях и стратегии, что часто решает исход матча.

Матч (Match) – игровая серия между двумя командами, чаще всего состоящая из нескольких карт/игр:

  • BO1 (Best of 1) – матч до одной победы на карте;
  • BO2 (Best of 2) – матч на двух картах, возможна ничья - 1:1 или победа одной из команд – 2:0/0:2;
  • BO3 (Best of 3) – матч до двух побед;
  • BO5 (Best of 5) – матч до трёх побед;
  • BO7 (Best of 7) – матч до четырёх побед.

MVP (Most valuable player) – самый ценный игрок; игрок, который показал наилучшие результаты в команде или турнире, и его вклад считается решающим для успеха.

Пик и бан (Pick and ban) – процесс выбора и исключения персонажей или карт до начала матча.

Раунд (Round) – этап игрового процесса (отрезок времени) в рамках игры или матча, в котором игроки выполняют определённые действия или участвуют в сражениях. 

Стрим (Stream) – трансляция игрового процесса в реальном времени, часто сопровождаемая комментариями. 

Турнир (Tournament) – организованное соревнование между игроками или командами с назначенной системой матчей и призами.

Фраг (Frag), килл (Kill) – момент в игре, когда игрок убивает персонажа противника. 

ХП/HP (Health Points) – это показатель здоровья персонажа или объекта в играх.

 

Counter-Strike: Игровые термины и понятия

АДР/ADR (Average Damage per Round) – средний урон, который игрок наносит противникам за раунд.

Армор (Armor) – броня, которая защищает игрока и снижает получаемый урон.

База/Респаун (Base/Respawn) – места на карте, где игроки появляются после своей смерти. Эти точки фиксированы для каждой команды.

Бомба (Bomb, C4) – устройство, которое необходимо установить террористам и обезвредить контр-террористам. 

Дифуза/Киты (Defuse Kit) – комплект инструментов, ускоряющий процесс обезвреживания бомбы (C4). 

Дым, смоук (Smoke) – дымовая граната, которая создаёт облако дыма, блокирующее видимость. 

Клатч (Clutch) – ситуация, когда игрок остаётся один против нескольких противников и выигрывает раунд.

Коктейль Молотова/Молотов (Molotov Cocktail) – бутылка, наполненная горючей жидкостью с тканевым фитилём. После поджигания зажигалкой игрок бросает её, бутылка разбивается, мгновенно охватывая зону удара языками пламени. Огонь ненадолго сохраняется на местности, постепенно распространяясь и нанося игрокам непрерывный урон, пока те находятся в зоне горения. Эффективен для блокировки путей, контроля пространства или вытеснения противника из укрытий. Доступен для покупки только террористам.

Ниндзя Дифьюз (Ninja defuse) – стратегия, связанная с обезвреживанием бомбы, во время которой игрок избегает прямых столкновений с противниками, часто используя дымовые гранаты или укрытия.

Ноускоп (No scope) – выстрел или убийство из снайперской винтовки без использования прицела. 

Перетяжка (Rotate) – процесс перемещения игрока между различными позициями на карте, что позволяет адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам игры.

Пистолетный раунд/Пистолетка (Pistol Round) – первый раунд в каждой половине матча, где команды начинают без оружия, кроме пистолетов.

Плент (Plant) – место для установки бомбы. На каждой из карт есть точки A и B, где террористы могут установить бомбу.

Подсадка – способ, позволяющий игрокам забираться на возвышенности, используя для этого голову своего союзника.

Префаер (Prefire) – техника стрельбы, когда игрок открывает огонь до появления врага в прицеле, основываясь на своих знаниях о его местоположении. 

Пуш/Раш (Push/Rush) – стратегия, при которой команда быстро атакует определённую точку или позицию на карте, чтобы застать противников врасплох.

Раскидка – процесс откидывания гранат для достижения тактических целей, таких как блокировка обзора, нанесение урона или ослепление противника.

Ретейк (Retake) – попытка восстановить контроль над точкой на карте после того, как атакующая команда установила на неё бомбу.

Спецназ (Counter-Terrorists, CT) – команда защиты, одна из двух противоборствующих сил. Их миссия — противостоять террористам: не дать террористам установить бомбу, а если она установлена - обезвредить её, либо уничтожить всех террористов до установки и подрыва бомбы; в режиме заложников - найти и спасти их, доставив в зону эвакуации.

Сэйв (Save) – решение игрока или команды оставить своё оружие и броню и не вступать в бой, чтобы сохранить деньги для следующего раунда.

Террористы (Terrorists, Т) – нападающая сторона, одна из двух противоборствующих сил. Их задачи: установить бомбу (C4) на одной из заданных точек и защищать её до взрыва либо уничтожить всех игроков противоположной стороны - спецназ; в режиме заложников - удерживать заложников, не дав возможости спецназу их спасти.

Фейк (Fake) – индивидуальный или командный обманный трюк, направленный на привлечение внимания противника или отвод его от реальной цели. 

Флешка (Flash) – световая граната, временно ослепляющая противников, если они находятся в зоне действия. 

Фликшот (Flickshot) – резкий, мгновенный выстрел без предварительного прицеливания.

Форс бай (Force Buy) – решение о покупке оружия в моменты, когда у команды не хватает средств на полноценную закупку, но необходимо рискнуть, чтобы изменить ход игры.

Хае, хаешка (High Explosive Grenade) – взрывная граната, которая наносит урон в радиусе взрыва.

Хэдшот (Headshot) – выстрел, попавший в голову противника, который добавляет дополнительный урон, часто убивая его с одного выстрела.

Шифтить (Shift) – бесшумное передвижение для скрытности.

Эйс (Ace) – ситуация, когда один игрок уничтожает всю вражескую команду в течение одного раунда.

Экономический раунд (Eco Round) – раунд, в котором команда намеренно не покупает дорогое оружие и броню, чтобы сохранить средства для следующего раунда. 

Энтри (Entry) – первый фраг в раунде, который может оказать значительное влияние на его дальнейшее развитие.

 

Dota 2: Игровые термины и понятия

AA (Auto Attack) – автоматическая атака, выполняемая героем по врагу или крипу без активного использования способности. 

Аганим (Aghanim’s Scepter) – престижный предмет, который даёт героям уникальные усиления к их способностям или добавляет новые способности. 

Аганим Шард (Aghanim’s Shard) – предмет, при покупке которого усиливаются способности героя либо добавляются новые способности, зависящие от выбранного персонажа.

Аегис (Aegis of the Immortal) – предмет, который получают игроки, убив Рошана. Этот предмет предоставляет своему владельцу эффект “бессмертия”: если герой, обладающий Aegis, умирает, он автоматически воскресает через 5 секунд в том же месте, где умер, с полным запасом здоровья и маны. Предмет хранится у игрока 5 минут и не может быть выброшен. Если по истечению 5 минут игрок не умирает, то по окончанию срока действия на него накладывается эффект руны регенерации.

Алтарь мудрости (Shrine of Wisdom) – сооружение на карте (всего 2 алтаря), которое становится доступно каждые 7 минут игры. Игрок, захвативший алтарь мудрости, а также его союзник с наименьшим количеством опыта, получают определённое его(опыта) количество. Если в области сбора будет находиться вражеский герой, то сбор опыта приостанавливается, но не сбрасывается. Сбор возобновляется, когда нет ни одного вражеского героя.

Башни (Towers) – защитные структуры, которые находятся на линиях и защищают базу. Они наносят урон врагам, которые находятся рядом, в их радиусе, а союзникам повышают броню. У каждой команды всего 11 башен. Башни делятся на: T1 – находятся в конце каждой линии, T2 – находятся посередине каждой линии, T3 – находятся на трёх возвышенностях каждой базы, T4 – находятся парно перед троном. Уничтожение башен приносит золото всей команде.

Буст (Boost) – увеличение характеристик героя через предметы, заклинания или эффекты.

Бэкдор (Backdoor) – регенерация строений, которая активируется, когда вражеская команда наносит урон по строениям, рядом с которыми нет союзных крипов.

Вард (Ward) – предмет, который ставится на карте для обеспечения видимости и контроля территории. Существует два типа: Observer Ward (обеспечивает видимость) и Sentry Ward (обнаруживает невидимых врагов и варды).

Ганк (Ganking) – внезапная атака на врага (обычно на линии), с помощью нескольких игроков, целью которой является убийство героя противника. 

Глиф (Glyph of Fortification) – способность, доступная каждой команде, которая временно усиливает все их строения (башни и казармы), делая их неуязвимыми к урону.

Дебафф (Debuff) – негативное состояние или эффект, накладываемый на героя, например, замедление, яд, оглушение или снижение урона. 

Драфт (Draft) – процесс выбора героев перед началом матча.

Казармы/Бараки (Barracks) – построения, которые находятся за T3-башнями на каждой линии. Основная функция казарм заключается в том, чтобы управлять респавном и уровнем силы крипов. На каждой линии по обеим сторонам расположены две казармы: казарма мечников (для крипов-мечников), казарма магов (для крипов-магов и катапульт). Уничтожение вражеских казарм усиливает союзных крипов.

КД/CD (Cooldown) – время ожидания после использования способности или предмета, прежде чем его можно будет использовать снова. 

Керри (Carry) – один из ключевых ролей в команде; герой, который отвечает за нанесение основного урона в поздней стадии игры. Керри обычно слаб в начале матча, но становится чрезвычайно мощным после того, как наберёт достаточно золота и опыта.

Крипы (Creeps) – нейтральные или прислуживающие существа, которые играют ключевую роль в игровом процессе. Они являются основным источником золота и опыта для героев. Крипы делятся на линейных (движутся по линиям) и нейтральных (находятся в лесу).

Лёгкая линия (Easy Lane/Safe Lane) – одна из трёх линий на карте, которая считается более безопасной и удобной для определённых героев. Название "лёгкая" связано с тем, что на этой линии герою проще выживать и получать ресурсы (золото и опыт). 

Линия (Lane) – путь, по которому движутся крипы и герои. На карте три основные линии: лёгкая, средняя и сложная.

Мид (Mid, Mid Lane) – это центральная линия карты, которую занимает игрок (обычно с высоким уровнем влияния), отвечающий за доминирование в ранней игре, контроль темпа матча и помощь другим линиям.

Нейтральные крипы (Neutral Creeps) – крипы, которые находятся в лесу и не двигаются по линиям. Они являются целью для героев, которые фармят лес и для поддержки, чтобы получить дополнительное золото и опыт. 

Нейтральные предметы (Neutral Items) – это уникальные предметы, которые игрок может создать из безумрудов, убивая нейтральных крипов. Каждый предмет состоит из двух частей: артефакта, дающего предмету способности, и чар, наделяющих его пассивными бонусами и прочими характеристиками.

Оглушение (Stun) – эффект, который временно парализует цель, не позволяя ей ни атаковать, ни использовать способности. Оглушение является одним из самых мощных эффектов контроля.

Парный портал (Twin Gate) – парный монумент, который находится в левом верхнем и правом нижнем углах карты. При нажатии на который, игрок в радиусе действия начнёт произнесение 4-х секундного заклинания, успешным итогом которого станет перемещение к порталу на другом конце карты. 

Первая кровь (First Blood) – первое убийство героя в матче. Это событие имеет особое значение, так как оно приносит дополнительное золото команде, совершившей убийство, и может задать тон всей игре.

Предмет (Item) – снаряжение героев, которое можно покупать в магазине игры для повышения характеристик или предоставления новых способностей.

Пул (Pull) – процесс привлечения нейтральных крипов к линии, чтобы “потянуть” волну крипов и изменить их течение. Это позволяет контролировать линию и предотвращать давление вражеских крипов.

Пуш (Push) – атака на линии с целью разрушения зданий противника. Пуш может быть организован как группой героев, так и с помощью усиленных крипов.

Регенерация/Реген (Regeneration) – восстановление здоровья и маны героя или юнита (крипы, иллюзии и т.п.) с течением времени. Регенерация может быть естественной (базовой) или усиленной за счёт способностей, предметов, талантов или ауры союзников.

Рошан (Roshan) – сильный нейтральный герой, которого можно убить для получения Aegis of the Immortal и дополнительных ресурсов. 

Руна (Rune) – временное усиление, которое появляется на карте каждые две минуты. Руны могут давать ускорение, восстановление маны, невидимость и другие эффекты.

Силы света (Radiant) – олицетворяют свет, порядок и добро. Их база расположена в юго-западной части карты. Radiant стремятся защитить мир и восстановить баланс, противостоя разрушительной силе Dire.

Силы тьмы (Dire) – представляют тьму, хаос и разрушение. Их база находится в северо-восточной части карты. Dire стремятся уничтожить мир и подчинить его своей воле.

Сложная линия (Hard Lane/Off Lane) – одна из трёх линий на карте, которая считается самой сложной и опасной для игры. На этой линии герой сталкивается с большим давлением со стороны вражеской команды, так как находится ближе к вражеской базе. 

Смок (Smoke of Deceit) – предмет, который позволяет игрокам временно стать невидимыми для врагов, используется для неожиданных атак. Smoke скрывает героев от вражеских вардов и башен, но эффект пропадает при приближении к вражескому герою.

Терзатель (Tormentor) – особый нейтральный крип-босс, который не двигается и не атакует, но его очень сложно убить из-за мощных барьеров и отражения урона. Каждый раз, когда его уничтожают, он возрождается с усиленными характеристиками, становясь ещё опаснее. За уничтожение терзателя каждый игрок команды получает золото, а также случайным образом один из двух героев с наименьшей общей ценностью получает Aghanim's Shard.

Трон/Древний (Ancient) – центральная структура, которая является конечной целью команд в игре. У каждой команды есть свой трон, расположенный на базе и охраняемый двумя башнями T4, и его уничтожение приводит к победе над противником.

Фарм (Farming) – процесс получения золота и опыта путем убийства крипов и нейтральных существ. Также может касаться накопления золота через предметы. Фарм является ключевым элементом для керри и мидеров.

 

Valorant: Игровые термины и понятия

Агент (Agent) – персонаж, которого игрок выбирает перед матчем. Каждый агент имеет уникальные способности.

Бомба/Спайк (Spike) – предмет, который атакующие устанавливают на обозначенных точках для уничтожения противоположной команды. Защитники должны либо предотвратить установку спайка, либо обезвредить его, если он был заложен. Если защитники не успеют разминировать бомбу, она взорвётся, и атакующие выиграют раунд. Взрыв спайка убивает всех в радиусе поражения, даже через стены, при этом оказавшись за пределами этого радиуса защитники могут выжить, сохранив оружие и экипировку, но проиграв раунд.

Выглядывание/Пик (Peek) – аккуратный выход из укрытия для обзора и сбора информации определённой области перед атакой или отступлением.

Дефуз (Defuse) – процесс обезвреживания установленной бомбы/спайка.

Клатч (Clutch) – ситуация, когда игрок остаётся один против нескольких противников и выигрывает раунд.

Особые умения (Special Abilities) – это набор способностей агента, который включает в себя основную способность, две дополнительные и ультимативную.

Сайт (Site) – область на карте, где происходит установка или защита спайка.

Смоук (Smoke) – способность создавать дымовые завесы, чтобы затруднить видимость противнику.

Ультимативная способность/Ульта (Ultimate Ability) – мощная способность агента, доступная после накопления зарядов, получаемых за выполнение определённых действий, таких как убийства, смерть, установка или разминирование спайка, подбирание сфер.

Флеш (Flash) – способность ослеплять противников, временно ограничивая их видимость.

Хедшот (Headshot) – совершение убийства в голову.

Эйс (Ace) – ситуация, при которой один игрок убивает всех игроков вражеской команды за один раунд.

Экономический раунд (Eco Round) – стратегия, когда команда решает не тратить деньги на оружие и способности в определённом раунде, чтобы накопить деньги для более мощного снаряжения в следующем.

 

League of Legends: Игровые термины и понятия

Атахан (Atakhan) – эпический монстр, который появляется на 20-й минуте игры на реке – ближе к верхней или нижней линии, в зависимости от того, где было совершено большее количество убийств и нанесено больше урона чемпионам за первые 14 минут матча. Количество убийств и сумма нанесённого урона в первые 14 минут игры определяют, в какой из двух форм Атахан явится (Прожорливый Атахан - пассиные игры с низким уроном и числом убийств; Разрушительный Атахан - активные игры с высоким уроном и числом убийств), убийство которого даёт команде мощный бафф, в зависимости от формы Атахана.

Барон Нашор (Baron Nashor) – сильнейший нейтральный монстр, убийство которого даёт команде мощный бафф. 

Башни (Turret/Tower) – защитные сооружения на линиях, которые атакуют врагов. Уничтожение башен открывает путь к вражеской базе.

Герольд Бездны (Rift Herald) – сильный нейтральный монстр, убийство которого даёт возможность призвать Герольда Бездны на свою сторону для разрушения вражеских башен.

Джанглер (Jungler) – игрок, который фармит нейтральных существ в лесу и помогает линиям.

Джунгли/Лес (Jungle) – область между линиями, где находятся нейтральные монстры.

Драконы (Dragons) – могущественные нейтральные монстры, убийство которых даёт команде различные баффы в зависимости от типа дракона. 

Ингибитор (Inhibitor) – это одно из ключевых строений, блокирующее появление вражеских суперминьонов на определённой линии. Расположен на базе каждой команды позади защищающей башни на каждой из трёх линий.

Керри (Carry) – чемпион, отвечающий за основной урон команды. Кэрри обычно слаб в начале, но становится ключевой угрозой ближе к поздней стадии игры, если получит достаточно золота и опыта.

Крипы (Minions) – это нейтральные или подконтрольные существа, выполняющие важную функцию в игровом процессе. Они служат основным источником золота и опыта для чемпионов. В зависимости от расположения и поведения крипы разделяются на два типа: линейные (передвигаются по основным линиям карты) и нейтральные (обитают в лесных зонах).

Линия (Lane) – одна из трёх основных дорог на карте (верхняя, средняя, нижняя), по которым движутся крипы (миньоны). 

Личинки бездны (Void Grubs) – одни из эпических монстров, за их убийство полагается золото, опыт и баффы, которые позволяют быстрее разрушать башни.

Мид (Mid, Midlaner) – игрок центральной линии, играет ключевую роль в контроле карты, ротациях и нанесении урона.

Нексус (Nexus) – главное строение команды, уничтожение которого приводит к победе. 

Нижняя линия (Bottom Lane, Bot Lane) – это нижняя линия карты, где в отличии от других линий обычно играют дуэтом AD Carry (чемпион, у которого основной урон - физический) и поддержка. Эта линия важна для контроля драконов и развития керри, который позже становится основным источником урона команды.

Саппорт (Support) – игрок, отвечающий за помощь команде, а не за нанесение урона. Главная задача - обеспечение контроля карты, защита союзников (особенно кэрри) и создание преимущества в боях.

Топ (Top, Toplaner) – игрок верхней линии, отвечающий за прочность команды, контроль и создание давления на карте.

Фонтан (Fountain) – стартовая точка команды, где чемпионы восстанавливают здоровье и ману, а также покупают предметы.

Чемпион (Champion) – игровой персонаж, управляемый игроком. Каждый чемпион имеет уникальные способности и роль в команде.

Нет выбранных событий

Нажмите на коэффициент, чтобы добавить событие в корзину.

Тип пари:

Ординар

Превышена
    Вернуться на старую версию